Они являлись одним из самых любимых и популярных украшений не только косы, но и всей наспинной части костюма. Косники имели самую разнообразную форму и выполнялись из материалов как домашнего, так и фабричного производства. Наиболее простым вариантом косника следует считать вплетавшуюся в косу ленту, заканчива ющуюся завязанным бантом. Концы ленты могли затейливо расшиваться растительным узором золотными или серебряными нитями и обшиваться металлической бахромой. В северных и центральных губерниях России для изготовления этого вида украшений применялись шелк, бархат, парча и полупарча, реже хлопча тобумажные ткани, из которых делалась основа косичка, имевшая обычно прокладку из стеганого холста или картона. Иногда сам картон красного цвета являлся основой для прикреплявшихся украшений. Наиболее популярными были косники в форме треугольника или сердца или в виде завязанной бантом ленты с нашитыми на ее концы плотными лопастями. Поверхность косников расшивалась с обеих сторон золотными нитями, рубленым перламутром и речным жемчугом, металлическими вставками, стеклами в гладких гнездах, разноцветной метал лической фольгой. Боковые стороны обшивались металлическими кружевом и бахромой, позументом. Косники в южных регионах страны были ярче и форма их была разнообразной. Выполнялись они как из подручных, так и из покупных материалов: разноцветных шерстяных нитей, кумача, тесьмы, бисера, блесток. Некоторые из них представляли собой мягкие розетки с подвесками, так называемые плоские накосники, выполнявшиеся из гарусных нитей, обнизан ных отдельными бисерными украшениями или сеточкой из бисера и как правило, имевшие пятиугольную форму в развороте. Другие имели вид плотной кисти из разноцветных шерстяных нитей с бисеринами или бусинами на концах. Часто они изготовлялись в форме объемных и тяжелых трапециевидных или треугольных лопастей, расшивавшихся бисером замысловатыми узорами и заканчивавшихся длинной бахромой из низанно го бисера, третьи делались из обтянутого кумачом картона, к которому пришивалась четырех угольная подвеска из плетеного разноцветного крупного бисера с геометрическим узором. В верхней части косника делалась петля или пришивалось небольшое металлическое колечко, к которому привязывалась вплетавшаяся в косу тесьма. Цветной бисер часто сочетали с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивали или низали в виде сетки, нередко в одном предмете соединяли обе техники. Накосников, самых разных, делали множество. Все плоские напоминают по силуэту кисть, словно принявшую уплощенную форму.
Именно бисерная кисть, длиной до 10 см, была самым распространенным объемным накосником. Эти украшения сильно различались отделкой, но формой все они напоминали колокол. Накосники в виде кистей из бисера носили в деревнях уже в конце XVIII века. Все эти украшения кос были праздничными, в будни же использовали так называемую "нанку" - сложенную вдвое полоску синей ткани, расшитую бисером. Наиболее простые косники делались самими девушками. Но, кроме того, на каждые несколько сел существовала мастерица, изготовлявшая косники на заказ. Делались они и в монастырских мастерских.Вместо банта часто вплетали бахрому или шелковую, золотную или жемчужную нить с ворворкой. У богатых людей привешивалась золотая или серебряная пластинка — цка, обнизанная жемчугом, с ворворками и жемчужными или золотыми кистями. В 1636 г. царь Михаил Федорович подарил своей дочери царевне Ирине "косник по цке серебряной золоченой низан жемчугом, меж жемчугу четыре изумруда, да два яхонта лазоревы, да пять лалов; три ворворки да две кисти жемчужные".
Источник: http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-108-5 |